Приложение 1
к приказу Управления образования,
опеки и попечительства от 29.09.2016 г. №1-323/1
МЕТОДИКА
организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формирования законопослушного поведения учащихся общеобразовательных учреждений Пристенского района Курской области
Настоящие рекомендации подготовлены Управлением образования, опеки и попечительства Администрации Пристенского района Курской области (далее — Управление образования, опеки и попечительства) на основе законодательства Российской Федерации и Курской области в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности Управления образования и образовательных учреждений по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующие законы Российской Федерации, Курской области и муниципальные нормативные правовые акты.
В Управлении образования и в образовательных учреждениях должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся осуществляется на основе требований и положений законодательных и нормативных документов.
Структура
формирования пакета законодательных и нормативных правовых актов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне
Муниципальный
уровень
(Управление образования, опеки
и попечительства)
|
- законы Российской Федерации
- указы Президента Российской Федерации
- постановления Правительства Российской Федерации
- законы Курской области
- постановления и распоряжения Губернатора Курской области
- решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пристенского района Курской области
- приказы комитета образования и науки Курской области
- постановления Главы Пристенского района
- решения муниципальных органов представительной власти
- приказы Управления образования, опеки и попечительства
|
|
|
Пакет законодательных и нормативно-правовых актов по данной проблеме может быть сформирован для всех образовательных учреждений и размещен на официальном сайте органа Управления образованием, опеки и попечительства.
Систематически нормативная база обновляется через различные информационные источники: Интернет, публикации в средствах массовой информации, нормативно-правовые документы регионального уровня, официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления, сборники нормативных документов и т. д.
Необходимо отметить, что нормативно-правовые акты всех уровней требуют постоянной корректировки с учетом изменений законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Функции Управления образования, опеки и попечительства и подведомственных образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции органов управления образованием входит:
1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в области образования несовершеннолетних.
Система контроля на муниципальном уровне складывается из:
анализа деятельности образовательных учреждений по реализации Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120;
анализа деятельности образовательных учреждений по участию в реализации областных и районных целевых программ по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
анализа деятельности образовательных учреждений по выполнению постановлений и распоряжений Главы Пристенского района Курской области по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других комиссий (советов), координирующих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обобщения отчетов образовательных учреждений об организации и проведении профилактики всех асоциальных явлений;
анализа банков данных: о детях, не посещающих и систематически пропускающих занятия в общеобразовательных учреждениях, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, состоящих на учете в ПДН, в органах социальной защиты и здравоохранения;
анализа деятельности образовательных учреждений на основе показателей результативности управления развитием воспитания и дополнительного образования;
анализа собственной управленческой деятельности по соблюдению законодательства в части профилактики асоциального поведения обучающихся и воспитанников, реализации их прав.
2. Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних через создание комплекса условий для эффективной организации отдыха, досуга, оздоровления, занятости детей и подростков на базе образовательных учреждений, летних лагерей, учреждений дополнительного образования и иных учреждений:
формирование плана-прогноза по охвату детей, подлежащих отдыху, оздоровлению и занятости в летний каникулярный период;
обеспечение межведомственного подхода к организации отдыха, оздоровления и занятости детей, участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию летней кампании;
максимальное информирование населения о реализуемых летних программах, работающих лагерях и площадках, ценах на путевки, кадрах, дополнительных услугах;
развитие наиболее доступных форм организации отдыха, оздоровления детей и подростков, в том числе профильных и палаточных лагерей;
организацию отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, наркологической службе, детей из семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни);
обеспечение совместно с другими ведомствами занятости и отдыха подростков в возрасте 14-18 лет через привлечение их в летние трудовые объединения, производственные и ремонтно-строительные бригады, отряды по благоустройству, временное трудоустройство на рабочие места, социальные проекты и т. д.;
сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирование физической активности и здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников.
В целях совершенствования содержания и форм воспитательной работы с детьми в каникулярный период рекомендовано:
использовать инновационные педагогические технологии в сфере каникулярного отдыха, создание дополнительных пространств самореализации личности на базе учреждений образования, культуры, спорта, досуга, клубов по месту жительства; включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность;
применять для реализации содержания воспитания в каникулярный период разнообразные воспитательные и социально-педагогические технологии, формы и методы работы: коллективное творчество, социальное проектирование, ролевые, деятельностные и развивающие игры, практикоориентированные и саморазвивающие методики, компьютерные технологии, различные организационно-управленческие системы («малые группы», «консультант», «тренер») и т.д.;
использовать возможности информационных и коммуникационных ресурсов, имеющихся в образовательных учреждениях, обеспечив доступ детей к использованию компьютерной техники, Интернета, программных продуктов, компьютерных игр для организации досуга, работы детских средств массовой информации, оформления музеев, компьютерных презентаций, реализации сетевых проектов и т. д.
создавать условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения процесса отдыха и оздоровления детей, используя возможности психологических служб, практических психологов, социальных педагогов, медико-психолого-педагогических подразделений.
3. Осуществление учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.
В рамках этой деятельности органы управления образованием обеспечивают:
контроль за деятельностью образовательных учреждений по выполнению ст. 2, 5,19 Закона РФ «Об образовании»;
создание муниципальной системы учета (преемственной с региональной системой) несовершеннолетних детей в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, и систематически пропускающих учебные занятия;
привлечение к проблеме учета всего детского населения, проживающего или находящегося в муниципальном образовании (поселении), внимания Глав муниципальных образований через совершенствование системы сбора сведений о не обучающихся детях и неукоснительное исполнение законодательных документов, устанавливающих ответственность органов местного самоуправления за учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
проведение единовременного учета детей, не обучающихся в образовательных учреждениях по состоянию на 1 октября в соответствии с формой «№1-НД» федерального государственного статистического наблюдения;
анализ состояния работы образовательных учреждений по решению проблем детей, не посещающих образовательное учреждение на основе сведений о количестве этих детей;
использование различных форм по выявлению безнадзорных и не обучающихся несовершеннолетних.
4. Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Для этого директорам образовательных учреждений необходимо обеспечить:
разработку общеобразовательным учреждением рекомендаций по включению в планы воспитательной работы вопросы, направленные на формирование законопослушного поведения учащихся;
контроль администрацией учреждения за реализацией образовательных программ образовательной области «Обществознание»;
организацию обучения педагогов образовательных учреждений по освоению современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, областного и федерального уровней, направленных на формирование гражданско- правового сознания учащихся;
подготовку информационных, методических материалов, публикаций в районной газете «Районные известия», отражающих опыт работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
разработку рекомендаций по использованию образовательных программ, учебной и методической литературы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
5. Создание психолого-медико-педагогических консилиумов, взаимодействие с областной психолого-медико-педагогической комиссией по выявлению и обследованию несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних. В этом направлении осуществляется:
обеспечение функционирования школьных медико-психолого-педагогических консилиумов для выявления уровня усвоения учащимися образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
оказание психологической и консультативной помощи в работе с семьей;
содействие формированию толерантного отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В компетенцию общеобразовательных учреждений входят:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в Управление образования, опеки и попечительства ежеквартально;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
- обеспечение максимального охвата детей общеобразовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:
- организация обходов населённых пунктов, закреплённых за общеобразовательным учреждением, с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;
- организация работы школьных уполномоченных по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетнихпредусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно - профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.
Приложение 2
к приказу Управления образования,
опеки и попечительства от 29.09.2016 г. №1-323/1