ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Методика взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНА

постановлением комиссии по

делам несовершеннолетних и

защите их прав при

Правительстве Курской области

от « 24 » декабря 2008 года

Методика

взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области по оказанию своевременной правовой, социальной и педагогической помощи  детям, подвергшимся жестокому обращению со стороны взрослых лиц

(разработана комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

 при Правительстве Курской области в соответствии с рекомендациями Департамента охраны общественного порядка МВД России и Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)

 

 

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года) предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства-участники обеспечивают, чтобы:

 а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

 

1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

 

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

ФОРМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

 

       ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РЕБЕНКА

1)     Поведенческие и психологические индикаторы:

 

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

 

2)  Признаки физического насилия над ребенком:

      

раны и синяки:

·             разные по времени возникновения;

·             в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

·             непонятного происхождения;

·             имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

 ожоги:

·  топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

             укусы:

·             следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

·             возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно  трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга;

·             у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

 

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

·             родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;

·             следы травм различной давности;

·             родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

·             обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

·             не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

·             отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, или напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

·             повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

·             не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

·             ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

·             нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

·             не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

·             устает, апатичен, имеет отклонение в поведении.

ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ  (эмоционально дурное обращение с детьми):

·             обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

·             принижение его успехов, унижение его достоинства;

·             отвержение ребенка;

·             длительное лишение ребенка любви, нежности заботы и безопасности со стороны родителей;

·             принуждение к одиночеству;

·             совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

·             причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

      

Влияние на ребенка:

·  задержка в физическом, речевом, развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

·  импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

·  попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели жизни (у подростков);

·  уступчивость, податливость;

·  ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

·  депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

       Влияние на ребенка:

·  обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

·  может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

·  может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

·  может жаловаться на физическое нездоровье;

·  девочка может забеременеть;

·  ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

·  скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования органов внутренних дел:

·  следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

·  следы сексуального насилия;

·  запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

·  отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующим возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

·  систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

               ·  проявление нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка, неадекватного поведения, характеризующихся агрессией, негативизмом, яркими аффектами или заторможенностью психических и/или поведенческих реакций, уходом «в себя», нежелание вступать в вербальный контакт.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

·  направить информацию в органы внутренних дел  – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

·  направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрания ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

·  принять меры по оказанию помощи ребенку.

 

2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ

 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

 

 

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 

Административная ответственность

 

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с административным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35).  Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Уголовная ответственность

 

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 УК РФ (побои); ст. 117 УК РФ (истязание); ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия); ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);   ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства); ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско – правовая ответственность

 

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

 ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ  КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

 

 

Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики Курской области:

·        проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

·        внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

·        оперативно информировать органы внутренних дел о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

·        проводить работу по реабилитации жертв насилия.

4. ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ  ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЯВНЫХ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

 

Действия сотрудников  учреждений здравоохранения Курской области

 

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) проводят медицинскую оценку состояния ребенка – жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

2) при необходимости госпитализируют ребенка, подвергшегося жестокости;

3) направляют служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

4) руководитель лечебного учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы внутренних дел (форма – приложение № 1);

5) руководитель лечебного учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения  с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства ребенка) (форма – приложение № 2).

Действия сотрудников учреждений образования Курской области

 

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно сообщают о выявленном случае жестокого обращения с ребенком руководителю образовательного учреждения;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает о выявленном случае жестокого обращения  с ребенком в органы внутренних дел (приложение №1), опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по территориальности)  для проведения обследования  условий жизни и воспитания ребенка (приложение №2), а также в случаях необходимости - решения вопроса отобрания ребенка у родителей (или лиц их заменяющих) при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Действия сотрудников органов  опеки и попечительства Курской области

 

При получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.) сотрудники органов опеки и попечительства Курской области:

1) совместно со специалистами учреждений социального обеспечения проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости с участием сотрудников органов внутренних дел), по результатам - составляют соответствующий акт;

              12)         готовят акт органа местного самоуправления (постановление, распоряжение главы муниципального образования)  об отобрании ребенка у родителей (или иных законных представителей);

              13)         незамедлительно уведомляют об отобрании ребенка  у родителей (или иных законных представителей) прокурора.

14)         обеспечивают временное устройство ребенка (центр социальной помощи семье и детям, приют, дом ребенка);

15)         в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обращаются  с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

 6) при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком информируют  органы внутренних дел (приложение №1),  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение 2).

   7) готовят материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

Действия сотрудников  учреждений социального обслуживания семьи и детей  Курской области

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с несовершеннолетним сотрудники учреждений социального обслуживания семьи и детей:

1) проводят совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составляют  акт обследования;

2) информируют  органы внутренних дел (приложение №1) и  территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение №2);

3) проводят индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия, а также в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

4) помещают несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению со стороны взрослых лиц в стационарное отделение учреждения социального обслуживания семьи и детей;

5) оказывают содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего;

6) осуществляют постреабилитационную защиту несовершеннолетнего ребенка (систематический контроль ситуации в семье).

Действия сотрудников комиссий по делам

 несовершеннолетних и защите их прав Курской области

 

1) Поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

·        фиксируют  в документах по делопроизводству;

·        направляют сведения о родителях, жестоко обращающихся со своими детьми в областную базу данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении (по форме);

·        анализируют  и выявляют  причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

·        организуют профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

·        организуют  индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;

2) при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан дают поручение социальным педагогам или сотрудникам учреждений социального обслуживания семьи и детей о  проведении  обследований условий жизни и воспитания ребенка; по результатам акта обследования - информируют органы внутренних дел для привлечения родителей (или лиц их заменяющих) к установленной законом ответственности (приложение №1);

3) при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, информируют органы внутренних дел для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми (приложение №1).

 

 

Приложение № 1

Начальнику ОВД__________района (города) _______________________________________

                               (должность)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

«___» ___________ 200__ года в ____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его местожительство, место учебы), в отношении которого не установленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

«____» __________200__года

_________________________________________________________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Приложение №2

Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетних,

пострадавших в результате насилия в семье

 

11.     Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения:

______________________________________________________________

12.     Дата, время и место проявления насилия в отношении несовершеннолетнего:

______________________________________________________________

13.     Источник получения информации:

______________________________________________________________

14.     Адрес проживания, социальный статус семьи:

______________________________________________________________

15.     Сведения об обидчике: Ф.И.О., степень родства, возраст, место проживания, место работы:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

16.     Краткое описание случившегося:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

17.     Последствия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

18.     Приняты меры:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

«____» __________200__года

_______________________________________________________________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)